Ментальной и пранической пользой Халасаны является то, что прана концентрируется в области шеи, ум становится ясным и спокойным. Происходит быстрое выздоровление при нервном истощении. Обновляются движущие силы организма, увеличивается активность, укрепляется воля. Халасана благотворно воздействует на внутренние органы и железы, улучшает работу
дыхательной системы, избавляет от головной боли, повышенного давления и
бессоницы. Усиливается способность оставаться невозмутимым и сосредоточенным. Практикующий Халасану освобождается от таких эмоций, как подозрительность и ревность.
Противопоказания к Халасане те же, что и к первым двум перевёрнутым позам, но кроме того, на возможность выполнения этой асаны сильно влияет общее состояние спины. Тому, кто плохо выполняет Пашимоттанасану, будет трудно иметь дело с позой плуга. Шейный отдел позвоночника загружается здесь значительно сильнее, нежели где нибудь ещё. Халасана противопоказана при гипертонии, глаукомы, проблемами с шеей. Также воздержитесь от перевернутых поз во время менструации Для начинающих техника выполнения Халасаны будет такой же, что и для Сарвангасаны. Приняв доступную форму, вы должны оценить степень напряжения в шее, спине и пояснице. Если вначале можно опустить на пол только немного согнутые в коленях ноги — пусть будет так. Главное, чтобы в этом положении вы могли расслабить тело и свободно дышать, то есть иметь возможность релаксировать и сознание, находясь, пусть пока в такой Халасане, но без ощущений. Как только возникнут ощущения, следует выйти из позы, сильно опираясь в пол руками, чтобы резко не упасть на спину. Вообще опускаться желательно в таком темпе, чтобы неприятности не возникали. Если позвоночник в каком либо из своих сегментов слишком «деревянный», то лучше вообще не пытаться силой поставить ноги за головой на пол, а опереть их на что то выше уровня головы, скажем, на сиденье стула. Некоторым приходится начинать Халасану именно с этого. По мере того, как ноги понемногу начнут опускаться ниже, можно приспособить для опоры что нибудь другое, например — стопку достаточно массивных книг. Затем, следуя естественному темпу адаптации к форме, можно удалять их одну за другой, и вы постепенно начнёте доставать пальцами ног до пола, опираться на него свободно, двигать туловище назад, пока спина не составит с полом угол меньше девяноста градусов, ставить колени на пол возле ушей (Карнапидасана), на пол за головой и т.д.
Во всех промежуточных стадиях приближения к традиционной форме Халасаны цель одна: никогда не удерживать вес тела мышцами спины, они не должны мешать специфической работе позвоночника, который нагружается пассивно. Особое внимание обратить на отсутствие телесных ощущений в повседневности, которые могут быть вызваны практикой «позы плуга» (впрочем, это относится ко всем трём перевёрнутым позам). Если такие ощущения возникли, особенно в шее, следует немедленно прекратить практику асан, которые их вызывают, и сделать для себя чёткий вывод: что то делается неверно, либо вы перегрузились. Позже, когда перевёрнутые позы будут освоены, предел времени их выдержки определяется появлением признаков перегрузки по кровообращению, а до того надёжнее ориентироваться именно на отсутствие непривычных ощущений как в самих этих асанах, так и после их выполнения. Речь не о том, что необходимо исключить из практики эти позы, если в повседневности возникла боль, это само собой подразумевается. Если даже ничего конкретно и не болит, но просто всё время чувствуется, потягивает и спорадически простреливает, слабо, едва ощутимо, в спине либо шее — вы уже травмированы. Часто бывает так, что острая травма в мышцах и связках при неверном подходе к выполнению «свечи» и «плуга» настигает человека внезапно, без предварительной болевой преамбулы. Несколько дней малопонятного фона в шее, между лопаток, а потом, при каком то совершенно рутинном манёвре среди бела дня боль втыкается в спину, как нож. Особенно скверно проявляют себя в этом отношении межлопаточные связки, стоит их «стронуть» — и это надолго. Начинающие почти всегда допускают ещё одну стандартную ошибку. Как только болевые ощущения проходят (а чаще — и не дожидаясь, пока боль исчезнет совершенно), пусть даже они отличались приличной остротой и длительностью, энтузиаст нетерпеливо возобновляет практику перевёрнутых поз. И, конечно, травма снова возвращается, причём нередко в более усиленном виде. Поэтому прежде чем заново приступить к практике той позы, посредством неграмотного исполнения которой вы получили непроходящие ощущения (не говоря уже о травмах), необходимо спокойно и не дергаясь прожить некоторое время до их самопроизвольного затухания в быту, выполняя те асаны, которые никак не затрагивают травмированную область тела. Всё зависит от интенсивности повреждения, которое имело место.
После выполнения подряд всех трёх перевёрнутых асан (в основном виде или с вариантами) необходимо соблюсти следующие рекомендации: никогда резко не вставать, спокойно лечь в Шавасану на полторы две минуты после каждой позы (последовательность их всегда одинакова: Сиршасана, Сарвангасана, Халасана). Если выдержка стойки на голове составила от десяти до пятнадцати минут, отдых перед Сарвангасаной должен быть не менее трёх. Если «свеча» длилась десять минут — отдых перед Халасаной также три минуты. «Поза плуга» пять минут, отдых — две минуты с обязательной последующей разгрузкой, которая заключается в выполнении Джатхара Паривартанасаны (с опусканием ног на пол и расслаблением тела в таком положении) по две минуты в каждую сторону.Если по каким то соображениям вы желаете выполнять «стойку на голове» после «свечи» и «плуга», то между ними должно быть, по крайней мере, пятнадцать минут времени, заполненного другими позами.
|