Верховный Господь сказал: Дорогой Уддхава,
желая дать людям возможность достичь совершенства, Я создал для них три
пути — путь знания, путь действия и путь преданности. Человек может
возвыситься духовно, только следуя одним из них. Из этих трёх путей
гьяна-йога — путь философских размышлений — предназначен для тех, кто
питает отвращение к материальной жизни, а значит, не привязан к обычной
деятельности, совершаемой ради наслаждения её плодами. Те, кто не
испытывает отвращения к материальной жизни, и у кого ещё много
материальных желаний, должны идти к совершенству путём карма-йоги. Тем же, кому
посчастливилось обрести веру в слушание обо Мне и воспевание Моей славы,
кто не испытывает ни отвращения, ни влечения к материальной жизни,
следует идти путём любви и преданности Мне и так достичь совершенства. |
Шримад-Бхагаватам, 11.20.6-8 |
Пока ум не достиг состояния духовного счастья,
человеку нужно анализировать временную природу материальных объектов в
космосе, на земле и в микромире. Ему следует постоянно наблюдать
процессы творения и разрушения, происходящие в природе под действием
разнонаправленных сил. |
Шримад-Бхагаватам, 11.20.22 |
Каждая обусловленная душа получает материальные
тела двух видов: грубое тело, состоящее из пяти грубых элементов, и
тонкое, состоящее из трёх тонких элементов. Душа находится внутри этих
тел. Чтобы обнаружить душу, нужно исследовать всё, что её окружает,
говоря: «Это не душа, это не душа». Так человеку надлежит учиться
различать материю и дух. |
Шримад-Бхагаватам, 7.7.23 |
Говоря о йоге,
мы имеем в виду соединение нашего сознания с Высшей Абсолютной Истиной.
Люди называют этот процесс по-разному, в зависимости от избранного ими
метода самоосознания. Когда в основе этого процесса лежит деятельность,
цель которой — получить «вещественный» результат, его называют карма-йогой, когда его основу составляют философские изыскания, его называют гьяна-йогой, а когда преданное служение Верховному Господу — бхакти-йогой.
Гьяна-йога — это поиск
Абсолютной Истины с помощью размышлений о природе вещей. Этому процессу
следуют философы и великие мыслители, которые, тем не менее, ещё не
обрели веру в слушание и воспевание славы Верховного Господа.
Цель гьяна-йоги — понять разницу между материей и духом, осознать — «Я дух, не материя». Такое осознание называется гьяна — трансцендентное знание.
Девахути сказала: О мой Господь, Ты уже дал
научное описание признаков совокупной формы материальной энергии и
свойств духа в соответствии с философией санкхьи. А теперь, пожалуйста,
расскажи о пути преданного служения, который является венцом всех
философских систем. |
Шримад-Бхагаватам, 3.29.1-2 |
Если трансценденталист по каким-то причинам
ещё не готов принять существование Личности Бога, с помощью философских
размышлений он может осознать, что он духовен по природе, и потому не
имеет ничего общего с этим материальным миром. С решимостью следуя путём
гьяна-йоги в течение многих
жизней, он может достичь осознания Брахмана — безличного аспекта
Абсолютной Истины. Но это неполное осознание. Чтобы пойти дальше, гьяна-йогу, даже достигшему совершенства на своём пути, необходимо стать бхакти-йогом.
Те, кто сразу следуют путём бхакти-йоги, получают гьяну
от Господа — через священные писания и представителя Бога, духовного
учителя. Имея веру в священные писания и представителя Бога, человек,
просто услышав (прочитав) о том, что он не тело, а духовная душа, может
понять это с помощью разума, даже не имея непосредственного опыта
пребывания вне тела. Или он может пережить такой опыт в результате
клинической смерти, во время медитации или даже без всяких видимых
причин (хотя такой внетелесный опыт, как правило, неполон — требуется
ещё понимание того, что личность — не ум), а затем встать на путь бхакти-йоги.
Современный мудрец Шри Ауробиндо говорит, что на третьей стадии йогической практики йог видит Бога повсюду. Когда гьяна-йог,
развивая эмпирическое знание, достигает осознания безличного Брахмана
(Абсолюта), ему кажется, что Брахман всепроникающий и неподвижный. Такой
йог не сознаёт имени, формы,
качеств, деятельности и атрибутов Бога. Но тот, чьим вниманием
завладевают эти трансцендентные предметы, очень скоро становится на путь
бхакти-йоги — путь, провозглашаемый в Ведах, Упанишадах и Бхагавад-гите. Высшее совершенство, которого можно достичь на пути гьяна-йоги — временное «слияние» с безличным Абсолютом (брахмаджьоти, или Океаном света). Предлагаем вам также прочитать главную статью по это теме: Истинный смысл йоги.
|