Что такое Нирвана?
Нейрофизиолог из Университета Индианы Джилл Тейлор стала живой легендой: женщина утверждает, что после перенесенного в 1996 году инсульта постоянно пребывает в состоянии Нирваны. В первые дни болезни Джил, изучающая человеческий мозг, смогла оценить ситуацию предвзятым взглядом. Она наблюдала и фиксировала собственные переживания по мере того, как по частям отмирало левое (отвечающее за аналитическое рассуждение) полушарие ее мозга, а правое (ответственное за сенсорное восприятие и, по словам Джил, «слитое со всей энергией, нас окружающей») захватывало сознание. Всего за четыре дня сознание женщины полностью растворилось в «едином сознавании всей энергии вселенной».
Джил перестала воспринимать собственное «я» отдельно от окружающего мира, забыла об эмоциях, стрессе — все исчезло в "эйфорическом совершенстве настоящего момента". Джил Тейлор живет неподалеку от Университета Индианы в уютном домике с сиреневыми стенами (этот цвет считается раздражающим, но на Джил он теперь не влияет) и читает лекции о себе как о феномене. Люди, верящие в нирвану после инсульта, поклоняются женщине, как «просветленной», скептики считают Джил аферисткой и попросту жертвой несчастного случая.
Классик буддологии Евгений Торчинов, рассказывая студентам о мировых религиях, предупреждал: понятия «буддизм» вообще не существует. Этим термином называют огромное количество разных течений и направлений. Среди них нет истинных и ложных, все они — разные и существуют скорее как «разные религии, нежели разные конфессии в рамках одной религии». Конечно, эти течения имеют общие «основы учения буддизма», автором которых считается сам легендарный Будда. В Третьей из Четырех Благородных Истин он утверждает, что хотя боль и страдания пронизывают все уровни сансарического (сансара — бытие) существования, есть состояние, при котором страданий больше нет, и при желании его можно достичь. Это состояние и есть Нирвана.
Как буддисты определяют состояние Нирваны
Избегая точного определения, буддисты говорят, что у Нирваны есть:
1. Сходство с лотосом: она незапятнанна;
2. С водой: она остужает лихорадку (аффекты) и утоляет жажду (желания);
3. С противоядием: она спасительна для терзаемых ядом (страстями), прекращает болезни (страдания), является нектаром бессмертия;
4. С океаном: в ней не заводится падаль (привязанности), она велика и безбрежна, вмещает великие существа («совершенных»), расцвечена множеством цветов (знаниями и «освобождениями»);
5. С пищей: она продлевает век живых существ, придает им силы, создает им облик, угашает муки голода (активность аффектов), избавляет от изнеможения (в страданиях);
6. С пространством: она не рождается, не стареет, не умирает, не приходит, не возникает, ею нельзя овладеть, она недоступна для воров, не имеет «опоры» или преграды, она бесконечна.
Можно ли достичь Нирваны при жизни
"Зачастую в бытовом варианте это слово ошибочно используют, когда находятся в кайфовом, скажем так, состоянии. Поел человек вкусненького, откинулся на спинку стула и говорит: "Все, я вошел в Нирвану", — смеется президент Украинской федерации йоги Андрей Сафронов и пытается объяснить нам «на пальцах» то, что сложно рассказать даже научным языком. Оказывается, чтобы достичь Нирваны, недостаточно усесться на пол по-турецки и издавать неясные звуки, не поможет даже настоящая медитация. «Посредством медитации нирваны не достигают — это заблуждение.
Медитируя, буддисты достигают лишь состояния арахата — это полное освобождение от желаний. Ведь в Четырех Благородных Истинах прописано, что источниками страдания являются наши желания. Следовательно, чтобы не страдать, нужно от желаний избавиться. Так вот, если человек при жизни достиг арахатства — полного избавления от желаний, он попадет в Нирвану, правда, после смерти", — рассказывает Андрей.
Для достижения желаемого результата буддистам даже дан алгоритм — так называемый Восьмеричный путь, канонов которого следует придерживаться. Эта система состоит из тысячи элементов и включает в себя: правильное понимание, взгляды, оценки, суждения, правильные цели, решения, правильные поступки, поведение, правильное отношение к существованию, даже правильную речь.
Достигшие Нирваны никогда не выносят это на люди, хотя состояние прозрения случается довольно часто и не всегда с теми, кто целенаправленно идет к конечной цели — постичь Нирвану. Это состояние может возникнуть спонтанно и кратковременно, как озарение. Представьте себе, вы всю жизнь куда-то спешите, к чему-то стремитесь, но в один прекрасный момент вдруг переживаете состояние абсолютного внутреннего спокойствия, которое непоколебимо и несокрушимо. Нет ни мыслей, ни чувств, ни эмоций, ни привязанностей. Пребывая в потоке единства, вы, подобно пушинке, следуете единому ветру жизни, присутствуете в жизни, но, как такового, вас нет. Человек, переживающий состояние единства, не ставит перед собой задачи рассказать об этом другим, но каждый, кто находится рядом, чувствует это внутреннее спокойствие, сияние, исходящее от человека "пробужденного".
Таким образом, существует Нирвана, которой можно достичь при жизни, а есть так называемое состояние паранирваны, которое может быть достигнуто после смерти. Тело человека, с одной стороны, можно рассматривать как великий дар, вместилище духа, ценный инструмент, с другой — оно ограничивает. Ведь пока тело есть, нас связывают некие физические потребности. В момент физической смерти наша так называемая индивидуальная душа может слиться с абсолютом — это и есть состояние паранирваны, которое дано постичь единицам.
|